?

Log in

No account? Create an account

раньше | позже

Не успел отзвенеть первый звонок, когда блоги пестрели постами про школу, так наш любимый ВВП добавил жару. Жжет глаголом про школьную форму. Подумайте, говорил он, на региональном и муниципальном уровне. А то как же так. И  социальные различия налицо, и хиджабы опять же на себя надели, ай-яй-яй.

Свеженький «огонек» на тему сабжа читать тут http://www.kommersant.ru/doc/2040617

Введение в историю вопроса и, бонусом, показательный тред холиварчиков читать вот тут http://marinni.livejournal.com/868003.html

Ну и от себя, есессно, тоже имею порцию в вентилятор.



Господин президент, что ж вы так?

Оно конечно да, охота, чтоб в школе все были правильные и одинаковые и хиджабами не махали. Но кто ж вам такой логически мыслящий до сих пор внушает, что эти проблемы  решаются исключительно формой? Вот читаю разумные, добрые, вечные советские книжки для детей времен президентских же школьных годов. Годов 1950-х. И, например, надменная богатая школьница там рассуждает про себя –дескать, разве ж я чем выделяюсь среди подруг? И платье такое же форменное…правда, из ткани качеством получше, да пошито в хорошем ателье. Все равны, но некоторые равнее. Так неужели ж у будущего президента в классе никто и правда не знал, чья семья при деньгах, а чья – не очень?

Разложим по полочкам.

 «Форма уравнивает и не дает выделяться за счет более дорогой одежды»

Таки отнюдь. Привычка выделяться и хвастаться более дорогим, модным или редким не искоренится, если всех переодеть в одинаково коричневое. Введешь одинаковые платья – будут хвастаться сумочками. Регламентируешь сумочки – будут выделяться нижним бельем. Достаточно почитать посты и треды про жизнь советского школьника, где каждый первый вспоминает, что у него был «модный портфель», или «модный пенал», или «крутая ручка» и прочие радости. Желание выпендриться не уйдет, если всех насильственно загнать в равные переднички, а наоборот, обострится. Сейчас вон пойди спроси кого, какой ластик самый крутой – детишечки покрутят пальцем у виска. Потому, что есть свобода, и можно хвастаться не только ластиком, но и целым айфоном.

«Форма не дает проявлять религиозные взгляды»

Ну вообще говоря, у нас государство и среднее образование и так – светские независимо от наличия формы, так что для того чтобы соблюсти требование светскости, достаточно запретить любые проявления религиозности в школах. Вовсе не обязательно при этом всех переодевать в одинаковые штаны. Кстати, вот уж этим-то можно было бы заняться и на общегосударственном уровне, а?

«Форма дисциплинирует»

Если следовать этому постулату, то в советской же школе все должны были быть исключительно дисциплинированными паиньками. Тогда непонятно, откуда в этой же школе брались драки, двоечники, подростковые банды и залетевшие восьмиклассницы. Да и, в общем-то,братки и проститутки ранних 1990-х, как ни странно, за пару лет до того тоже воспитывались в дисциплинирующей форме.

 А дело-то в том, что сам по себе галстук еще никого не отучил ругаться матом и не сделал бизнесменом. И учить школьника себя вести должны родители и учителя, а не синий пиджак. Я безусловно за то, чтоб подрастающее поколение усваивало определенные правила поведения, но глубоко сомневаюсь, что проблемы, возникшие в головах, можно решить одинаковостью гардероба.

«Аккуратно и солидно смотрится, когда все в одинаковом. Девочки в платьях и фартуках выглядят более опрятно/серьезно/скромно/красиво/нужное подчеркнуть, чем в джинсах и при макияже».

Я не против аккуратного и солидного, но надо ж понимать, из чего его делать и куда прикладывать. «Деловой костюм», к которому радостно стали стремиться формоделы, к условиям школы, мягко говоря, малоприменим. Первоклассник в пиджаке и при галстуке, который активно провел перемену, с чувством позавтракал, а сзади оттянул и перекосил свой «лук» лямками рюкзака и мешком со сменкой под мышкой, поверх теплой куртки веселеньких расцветок– это не аккуратно и не солидно, это грустно. Ну и неуважительно по отношению к пиджаку, вообще-то. Трудно вынести из этого любовь к хорошим костюмам и умение их уместно носить.

 Барышни в платьицах, тоже. Вообще платье суть тема деликатная. Те коричневые платья с черными фартучками, которые описаны выше в посте маринни, были и актуальны и востребованы, но 100 лет назад. Тогда обычная школьница имела одно (!) повседневное платье, не так-то легко стирающееся (ибо шерстяное, а химчисток нету), и массу опасностей для него типа чернильниц, капающих ручек и пр. Необходимость защиты платья вызвала к жизни прикрытие в виде (дешевого и немаркого) фартука, а потребность в мало-мальски свежем образе – белые съемные воротнички и манжеты. Сам цвет платья диктовался как соображениями немаркости и всесезонности, так и определенными представлениями о цветах, подходящих для молодой особы Большая часть этих критериев с успехом упала и на почву советской школы 1950-х – то же самое единственное немаркое платье, которое надо было спасать от пятен фартуком; да еще и на фоне общественного мнения, которое не спешило одобрять брюки на женщине, кроме как в качестве рабочей или спортивной одежды.

Но сейчас-то. Сейчас, к счастью, даже при скромном достатке большинство может позволить себе сменный комплект одежды и массу комплектов белья. Сама одежда, в свою очередь, позволяет себя легко стирать и сушить, без необходимости изображать свежесть с помощью нового воротничка. Девочка или девушка в брюках и джемпере не вызовет ни негативных, ни спортивных ассоциаций. Короче говоря, утилитарная и эстетическая составляющие, подарившие нам платье-с-передничком, отпали начисто. А без них форменное платье выглядит старомодно и неудобно. Вот никто меня не убедит, что зимой удобно ходить в школу в платье. Или что летом платье-с-рукавами, безнадежно потеющее под мышками, красивее и удобнее тонкой блузки.

Что до эстетики, скромности и красоты поведения – тут тоже не все гладко. Глупо ждать, что девочка 21-го века, если ее одеть как гимназистку, и вести себя будет аки гимназистка. Сегодня эстетике коричневого школьного платья, имхо, место - на реконструкторских балах. А для жизни есть масса другой доступной, не менее красивой, и не такой спорной одежды.

В целом же навязанные кем-то тряпки – путь к конфликту изначально. От банальностей типа - кого полушерсть кусает, а кому покрой коряво садится, через навязшее в зубах «заставили индивидуальности строем ходить!», и до пресловутых откатов директорам от производителей оной формы, волею директоров назначенной. Итого в школе, на мой взгляд, если чему и есть место, так не форме, а разумному дресс-коду.